Оформление и получение ВНЖ в Турции



Тот, кто однажды побывал в Турции, наверняка хотя бы мимолетом или вполне основательно обдумывал переезд, если не на постоянно место жительства, то, по крайней мере, на некоторое время. А осуществить задумку не так уж и сложно, так как получить ВНЖ (икамет) может практически каждый, было бы желание и деньги.

Пенсионеры в бассейне

Турецкая Республика очень лояльно и уважительно относится к иностранным туристам, бизнесменам и владельцам недвижимости в стране. И это не пустые слова, все эти категории иноземцев без дополнительных оснований и каких-либо препятствий могут сделать себе ВНЖ в Турции.

Изменения и упрощения в законодательстве

С 2017 года обязательным условием для приобретения вида на жительство в Турции является оформление медицинской страховки (saglik sigortasi) и подтверждение наличия средств в объёме, достаточном для безбедного проживания на территории страны. Второе изменение позволяет стать обладателем ВНЖ даже обычным арендаторам недвижимости в Турции.

Новые поправки в законодательстве наделили равными правами всех иностранцев. Теперь неважно, являетесь вы россиянином или американцем, правила для всех одинаковы.

Ещё одно важное нововведение, о котором известно далеко не всем, — разрешение на временное или постоянное проживание подлежит аннулированию, если его держатель находится вне Турецкой Республики свыше 120 дней в году.

Типы вида на жительство

Внж в Турции
Образец вида на жительство в Турции

Законом №6458 «Об иностранных гражданах и международной защите» предусмотрено несколько разновидностей ВНЖ в зависимости от цели пребывания в государстве:

  • краткосрочный на 6–12 месяцев (для предпринимателей, владельцев недвижимости, туристов, больных, пребывающих на лечении, научных сотрудников, посетителей языковых курсов);
  • семейный, не более чем на 2 года (для супругов или одного из них, по рождению ребёнка турецкого гражданина);
  • студенческий (на период обучения);
  • для беженцев или жертв торговли людьми (сделать можно исключительно лично в отделении Миграционной службы);
  • постоянный (выдаётся бессрочно тем, кто беспрерывно и постоянно прожил в Турции на протяжении 8 лет после того, как получил ВНЖ). Для иноземцев, пребывающих в действующем браке с турецкими гражданами, этот срок сокращается до трёх лет.

При этом иностранец ежегодно не может проживать вне территории Турции более чем 6 месяцев, и в сумме за 8 лет общий срок пребывания за пределами страны не должен превышать один год. Получение разрешения на постоянное проживание наделяет мигранта идентичными правами, свойственными гражданину республики, за исключением:

  • воинской обязанности;
  • избирательного права;
  • права занимать должность государственного служащего (разрешение на постоянное место жительства не дает права на трудоустройство);
  • возможности ввозить импортные автомобили.

Большие возможности

Прибывшие в страну с целью получения образования или трудоустройства вопросом оформления разрешений на пребывание занимаются вместе с работодателем или учебным заведением.

Пакет документов на ВНЖ

Для получения временного разрешения на проживание необходимо собрать и подготовить следующие бумаги и справки согласно списку, который выдает система E-ikamet:

  1. Форма ходатайства, распечатанная и подписанная заявителем.
  2. Подтверждение платёжеспособности (справка о зарплате, пенсионных отчислениях, движениях на банковском счёте и пр.).
  3. Медицинская страховка не менее чем на год.
  4. Выписка из кадастровой палаты о недвижимости и копия договора о страховании.

    Выписка из кадастровой палаты о недвижимости
    Выписка из кадастровой палаты о недвижимости
  5. Адрес временного либо постоянного места жительства в Турецкой Республике:
    • для съёмного жилья — договор аренды, заверенный нотариусом либо справка, заполненная управляющим дома;
    • собственникам жилплощади — Тапу и его копия;
    • проживающим в качестве гостей у гражданина Турции — ходатайство от хозяина (dilekçe), а также кимлик (внутренний паспорт) и копию.
  6. ИИН (выдают в налоговой службе).
  7. 4 фотокарточки.
  8. Загранпаспорт, копии первой страницы и отметки о пересечении границы.
  9. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Наиболее принципиальными моментами относительно приобретения разрешения на временное проживание по последним правилам являются страховка и доказательство платёжеспособности иностранца.

О медицинской страховке

Оформление турецкого страхового полиса — обязательное условие для желающих проживать по виду на жительство в Турции. Его можно сделать, обратившись в одну из частных компаний (напр., Ates group sigorta, AKSigorta), или к государственным страховщикам – SGK. В последнем случае придётся пройти платный медосмотр в поликлинике, и в случае выявления хронических заболеваний, возможен отказ. Следует внимательно изучать договор, так как можно получить страховку, не покрывающую стоимость лечения и медицинского обслуживания, несмотря на высокую стоимость. Определенный дискомфорт могут почувствовать люди, которым за 65 лет, обычно их не хотят страховать.

В страховку для представления в Миграционную службу должно входить:

  • оказание неотложной медицинской помощи;
  • обслуживание в поликлинике;
  • стационарное лечение;
  • медикаменты и лекарственные препараты.

Доктор

Оформляя разрешение на временное проживание на 6 месяцев, можно представить российский страховой полис, если он соответствует всем вышеизложенным пунктам. В таком случае необходимо сделать перевод страховки на турецкий язык и заверить у нотариуса.

Наличие денег для безбедного проживания

Подтвердить личную платёжеспособность можно, представив выписку из турецкого банка об открытом счёте на сумму не менее 6000$, что соответствует установленному минимуму 500$ в месяц на одного взрослого человека. Для ребёнка необходимо представить дополнительно 50%, то есть 250$/мес. Лица пенсионного возраста в качестве свидетельства наличия средств достаточных для постоянного проживания в Турции имеют право подать копию пенсионного удостоверения или сберегательной книжки о пенсионных выплатах, сделав перевод и заверив у нотариуса.

Для семейных

Семья в бассейне

Для иностранцев, состоящих в браке и находящихся на иждивении гражданина Турции для подтверждения платёжеспособности необходимо представить документы, свидетельствующие о постоянном источнике легального дохода, например, справку с работы. Сумма ежемесячного дохода должна превышать 850 турецких лир исходя из расчета, что семья состоит из троих человек (напр., муж, жена и ребёнок). Необходимая сумма исчисляется как среднемесячный доход, полученный за последний год, т. е. 850 х 12=10200 ТЛ. На каждого последующего члена семьи необходимо дополнительно 285 ТЛ.

Дети от брака с гражданином Турецкой Республики приобретают гражданство страны автоматически.

Сделать турецкий паспорт можно и детям иностранных родителей, если они родились на территории Турции.

Как получить турецкий номер налогоплательщика

Для получения ИИН обратитесь в офис Налогового Управления, когда будете оплачивать госпошлину. При этом нужно предъявить загранпаспорт и его ксерокопию, а также сообщить имена своих родителей. Номер выдают бесплатно в течение нескольких минут.

Процедура подачи документов

Сбор документов

С 18 мая 2015 года вступили в силу измененные правила получения разрешения на временное проживание, для этого следует зарегистрироваться на сайте Отдела Миграционной Службы (Goç İdaresi Genel Müdürlüğü) в единой электронной системе е-ikamet и записаться на приём.

Теперь иностранный гражданин, находясь в любой точке Турции, может сделать заявку на получение ВНЖ, даже не выходя из дома. Следуя подсказкам в сервисе e-ikamet заявителю предстоит заполнить все строчки формуляра на английском или турецком языке и после распечатать его. Русская версия не предусмотрена, поэтому россиянам предстоит воспользоваться услугами переводчика или рассчитывать на собственные познания в английском языке. Затем система позволит выбрать свободную дату и время рандеву.

Заблаговременно сделайте биометрическое фото, сохранённое в электронном формате, так как далее сервис попросит загрузить его. В конце онлайн-процедуры записи на подачу документов вы попадёте на страницу с данными о пошлине, которую нужно оплатить до рандеву.

Это можно сделать в офисе налоговой службы (vergi dairesi) или в банке Ziraat bankas. Пластиковая карта разрешения на временное проживание на год – 55 ТЛ + государственная пошлина (её сумма варьируется в зависимости от гражданства иностранца, ходатайствующего о получении ВНЖ и его срока).

Турецкий символ

В назначенный день в миграционной полиции и у вас на руках должна быть форма ходатайства, квитанция об оплате и пакет документов. Для каждого типа икамета перечень документов будет разным, и он будет вам предоставлен в системе e-ikamet при записи на приём в онлайн-режиме.

Можно ли покидать территорию Турции во время процедуры получения ВНЖ

Даже если срок визы истёк, заявитель находится законно в стране до даты, на которую взято рандеву. Выезжать за пределы республики до подачи документов запрещается, в противном случае иностранец будет привлечён к ответственности за просрочку с применением штрафных санкций.

Если документы успешно сданы в период ожидания икамета, претендент на ВНЖ имеет возможность покинуть Турцию на период до 15 дней, после того как получит документ Ikamet Başvuru belgesi. При пересечении границы при себе необходимо иметь эту справку, заверенную печатью и подписью работника миграционного отдела, и две квитанции об уплате госпошлин.

Обычно ВНЖ присылают по почте на указанный постоянный адрес проживания в течение одного месяца, но не более чем через 90 дней.