Открытие бизнеса в Германии



Сегодня многие граждане РФ, желающие стать владельцем собственного бизнеса стараются открывать предприятия вне России. В последнее время большинство резидентов РФ открывают бизнес в Германии. На самом деле, причин для открытия бизнеса за пределами родной страны множество. Это стабильная экономика, приемлемые налоговые ставки, повышенный уровень защищённости капитала, возможность получения ВНЖ и гражданства.

Германия является страной, которая согласно рейтингу занимает 14 место из 189 экономик мира. Именно поэтому многие иностранные жители стремятся здесь открыть малый или средний бизнес даже несмотря на то, что процедура регистрации фирмы является весьма длительной и хлопотной.

Преимущества открытия и ведения бизнеса в Германии

Основным преимуществом открытия бизнеса в этом государстве является возможность репатриации прибыли. Под репатриацией дохода понимается вывоз прибыли с территории Германии. Такое условие является редкостью в мире бизнеса. Вторым, но не маловажным преимуществом ведения бизнеса в этом государстве, является отсутствие двойного налогообложения. Это значит, что если, например, гражданин РФ открыл организацию на территории Германской Республики, то он обязан платить налоговые взносы исключительно в немецкий государственный бюджет.

Экономика этой страны популярна устойчивостью и конкурентоспособностью. Но стоит помнить, что для открытия собственного бизнеса потребуются немалые финансовые вложения. Поэтому многие иностранные жители стремятся открыть не крупные международные компании, а предприятия, относящиеся к малому и среднему бизнесу в Германии.

С чего начать

Стоит изначально заметить, что косвенно между гражданами и иностранными жителями ограничений и различий для открытия бизнеса нет. Но как показывает практика, иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории Германии и резидентам этой страны намного легче открыть предприятие любой формы.

Согласно закону, иностранец также имеет право открывать бизнес любой правовой формы. Но зачастую иностранцы останавливают свой выбор именно на акционерном обществе или обществе с ограниченной ответственностью.

Изначально потенциальный бизнесмен должен определиться с правовой формой будущего предприятия. На территории Германии можно открыть организацию таких форм, как:

  • Корпорация «Aktiengesellschaft» (AG). Согласно закону минимальным уставным капиталом для такой компании является сумма в 50 тысяч евро. Акции корпорации могут оборачиваться на фондовой бирже. Но это не является обязательным условием.

В корпорации обязательно назначается глава правления (президент). Но принимать все решения относительно управления сообществом могут лишь коллегиально все акционеры корпорации. Это значит, что назначением и основными операциями заведуют акционеры. А президент корпорации лишь контролирует и решает все вопросы относительно рабочих процессов в компании.

  • Общество с ограниченной ответственностью «Gesellschaft mit beschränkter Haftung» (GmbH). Данная правовая форма популярна среди иностранных граждан. Основное преимущество GmbH заключается в том, что акционеры не несут ответственности за задолженность предприятия. Открыть предприятие такой формы может один или несколько человек. Минимальной суммой уставного капитала является 25 тысяч евро.


Главное условие GmbH заключается в том, что акции предприятия не могут оборачиваться на фондовой бирже. Передать акции можно лишь нотариально. Это означает, что продавать акции компании на бирже запрещается.

  • Полное товарищество «Offene Handelsgesellschaft» (OHG). Данная форма ведения бизнеса предусматривает неограниченную ответственность. Это означает, что если в компании OHG не хватает средств для уплаты задолженности, то необходимые средства могут изыматься из личных активов учредителей.
  • Коммандитное товарищество «Kommanditgesellschaft» (KG). Данная форма представляет собой партнёрское общество, где неограниченной ответственностью обладает лишь генеральный партнёр.

  • GmbH & Co. KG. Такая форма подразумевает под собой объединение коммандитного товарищества с ООО.
  • Дочерняя компания (Töchtergesellschaft). Такую организацию можно назвать одним из крупных филиалов акционерного общества. Именно поэтому, эта форма отличается лишь частичной независимостью. Косвенно она подчиняется акционерному обществу, но при этом в дочерней компании присутствует свой устав, руководство и бухгалтерия.
  • Филиал (Zweigniederlassung).

Малый бизнес

Развитие малого бизнеса в Германии началось еще в середине прошлого века. В 1978 году правительством Германской Республики были принято решение поддержать малый бизнес. В тот же год была принята государственная программа по накоплению средств,  для открытия бизнеса. Благодаря этой программе, потенциальным бизнесменам выдавались ссуды и кредиты для открытия организации. Особенностью этих ссуд были заниженные процентные ставки и длительные сроки для погашения кредита.

Сегодня любой резидент Германии, желающий открыть бизнес, может рассчитывать на получение кредитной ссуды в размере до 50 тыс. евро на срок до 20 лет.

Государственная поддержка малого бизнеса заключается в том, что предприниматель обладает правом не оплачивать на протяжении первых 24 месяцев ни проценты по ссуде, ни тело кредита.
На протяжении следующих 8 лет индивидуальный предприниматель обязан платить только процент за пользование кредитной ссудой. В среднем процент за пользование колеблется от 4 до 5 процентов от общей суммы кредита. Это значит, что если немец брал ссуду в размере 50 тыс. евро, то он в год на протяжении 8 лет обязан платить от 2 тыс. до 2 500 евро. Тело кредита согласно программе начинает выплачиваться лишь с одиннадцатого года выдачи ссуды.

Малый бизнес в Германии играет особую роль. Большая часть предпринимателей (около 80%) является именно владельцами малого бизнеса. Роль малого бизнеса в экономике Германии заключается в том, что именно малые предприятия и организации обеспечивают более 40% валового внутреннего продукта этой страны. Роль малого бизнеса Германии в сфере трудоустройства также велика. Согласно исследованиям малый и средний бизнес в этой стране предоставляет от 60 до 70% всех рабочих мест в Германии.

Основную часть малого предпринимательства составляют малые семейные предприятия (МСП). Согласно закону в МСП не может работать больше 9 работников. Основным критерием определения МСП является средняя годовая прибыль не больше 700 тыс. евро. В 2015 году на территории Германской Республики насчитывалось около 3.5 миллиона таких предприятий.
Согласно данным за 2016 год  в Германской Республике работает более 600 тыс. предприятий, работающих на экспортирование изготовленной продукции. Данные организации обеспечивают около 18% общего экспорта Германской Республики.

Формы малого бизнеса

К владельцам малого бизнеса в Германии относятся частные предприниматели и самозанятые люди. Между ними присутствует большая разница.
Частный или индивидуальный предприниматель – это собственник бизнеса, занимающийся любым видом деятельности.

Например, индивидуальным предпринимателем считается человек, имеющий кафе или ресторан, но при этом он не предоставляет своим клиентам услуг своей профессиональной деятельности. Индивидуальные предприниматели в малом бизнесе Германии регистрируются под правовой формой «Einzelunternehmer».
Самозанятое лицо подразумевает под собой работу строго по профильной деятельности. Например, человек по образованию нотариус или фотограф. Для открытия собственной нотариальной конторы или школы фотографов ему потребуется зарегистрировать свою фирму под формой «Gewerbebetreibende».
Отличия между этими двумя группами форм присутствуют и в процессе регистрации организации. Так индивидуальным предпринимателям необходимо встать на учёт в Торговой Палате. Оттуда подаётся запрос в другие службы.
Самозанятые люди для регистрации своей деятельности обязаны просто посетить налоговую исполнительную службу и получить номер для выплат.
На территории Германской Республики присутствуют такие общества малого бизнеса, как:

  • «GbR».
  • «OHG».

Самой известной формой является общество гражданского права (GbR).  Предприятие этой формы могут создать от двух до нескольких человек. Обязательным условием для регистрации является наличие бизнес-плана и подписание договора по реализации задуманной бизнес-идеи.Бизнес план

Не стоит путать частное предпринимательство с обществами малого бизнеса. В частном предпринимательстве владельцем выступает один человек, а в обществе собственников может быть больше.

Экономические преимущества в малом бизнесе

Германия является государством, где малый бизнес находится на очень высоком уровне развития по сравнению с другими странами ЕС. Но чтобы понять, чем полезен малый бизнес Германии, необходимо проанализировать экономические преимущества малого бизнеса в этой стране:

  1. Малый бизнес приносит немалый вклад в формирование конкурентной среды.
  2. Именно на предприятиях малого и среднего бизнеса создаётся более 50% научно-технических разработок.
  3. Малый бизнес поглощает большую часть рабочей силы. Именно в фирмах и предприятиях малого бизнеса создано самое большое количество рабочих мест.
    Стоит также заметить, что большая часть выпускников ВУЗов Германии начинают свою профессиональную деятельность с трудоустройства в предприятиях, относящихся к малому бизнесу. Поэтому малый бизнес не только предоставляет рабочие места, но и способствует обучению и переквалификации новых сотрудников.

Плюсы открытия бизнеса

Деньги

  • Реализация изготовленной продукции и товаров под торговым брендом Германской Республики.
  • Возврат НДС.
  • Возможность стать клиентом немецкого банковского учреждения и пользоваться всеми привилегиями, предоставляемыми данным учреждением.
  • Получение деловой визы.
  • Получение дотаций на территории Германии.
  • Возможность получение кредитных ссуд в банках Германии.

Налогообложение

В Германии ставка и разновидность налоговых платежей от предпринимательской деятельности напрямую зависит от правовой формы компании и территориального размещения фирмы.

Компании под формами «Акционерное общество» и «Общество с Ограниченной Ответственностью» облагаются такими налогами:

  1. Корпоративный налог в размере 25%.
  2. Налог на доход с капитала равняется 20%.
  3. Солидарная надбавка. Размер солидарной надбавки равен 5.5% от суммы корпоративного налога и взноса на доход с капитала.
  4. Предпринимательский налог. Размер налога напрямую зависит от региона, где зарегистрирована организация. Основная ставка налога (3.5%) умножается на региональную ставку.
  5. Налог с оборота. Налоговая ставка в 2016 году равняется 16%.

Стоит отметить, что предприятия, подразумевающие неограниченную налоговую ответственность, уплачивают прогрессивные налоговые ставки. Это значит, что сумма налоговых ставок изменяется в зависимости от суммы годового дохода фирмы.

Если годовой доход предприятия меньше 8 004 евро, то компания налоги не уплачивает. Минимальная налоговая ставка равна 14%, а максимальная составляет 45% от ежегодного дохода. Максимальная налоговая ставка применяется при ежегодном доходе от 250 тыс. евро.

Представители малого бизнеса (частные предприниматели) уплачивают такие налоги:

  1. НДС.
  2. Налог на предпринимательскую деятельность. Но если прибыль фирмы меньше 24 500 евро в год, то частный предприниматель налоги не платит.

Какой бизнес открыть

Многие россияне хотят обладать своим бизнесом в Германии, но, к сожалению, на открытие крупного предприятия или компании у них  нет денег. Напомним, что минимальная сумма для регистрации даже ООО составляет 25 тыс. евро. Для людей с небольшими финансовыми возможностями открывается перспектива стать индивидуальными предпринимателями. Но часто имея деньги, люди не имеют идей для открытия бизнеса. Они не знают, что сделать, чтобы бизнес не только не прогорел, но и приносил доход.

Идеи для открытия бизнеса:

  • Парикмахерская. Салон по стрижкам приносит немалую прибыль. Если человек никогда ранее подобным не занимался, то это не проблема. В Германии можно пройти курсы переквалификации.

Парикмахерская
Основное преимущество такого рода деятельности заключается в том, что необязательно досконально владеть немецким языком. Другим преимуществом является востребованность. Как бы там ни было, но немцы – очень аккуратный народ, поэтому стараются свою внешность, включая причёску, всегда содержать в идеальном состоянии.
Для открытия парикмахерской иностранному гражданину хватит 15 тыс. евро. Эта  сумма подразумевает расходы на регистрацию, аренду помещения и закупку необходимого оборудования.

  • Открытие хостелов. Хостелами называются гостиницы эконом класса. В них часто останавливаются туристы и путешествующие студенты. Для открытия хостела совсем не обязательно приобретать гостиницу. Начать бизнес можно с арендованного помещения вроде небольшого коттеджа.

Гостиница
Если иностранный житель располагает достаточной суммой денег, то ему лучше сразу купить помещение под хостел. И совсем необязательно приобретать гостиницу или отель. Хостел можно сделать из обычного коттеджа, который можно купить от 450 тысяч евро. На обустройство хостела потребуется дополнительно потратить около 3-7 тысяч евро.